Властимил Петржела - жертва российской футбольной мафии.
Раздел: футбол Дата: 20.7.06
Автор: DOGAN Сегодня исполняется 53 года Властимилу ПЕТРЖЕЛЕ – тренеру «Зенита» 2003-2006 г.г., одному из самых ярких и успешных тренеров в истории нашей команды.Не так давно общался я с одним известным игроком «Зенита» 1960-х. Очень неглупый человек, после окончания карьеры долгое время занимавший высокий пост в ленинградской Федерации футбола, он оказался интересным собеседником с хорошей речью и отличным умением дать выдержанную, оптимальную и вполне благожелательную характеристику каждому, с кем он играл или пересекался по долгу службы. Но тут угораздило меня упомянуть имя Петржелы, так вскользь, ненароком – и моего собеседника мгновенно просто скрутило и перекорёжило. Его плавная, грамотная речь превратилась в набор нечленораздельных звуков, перемежающихся многоэтажным матом, руками он начал выделывать невообразимые па, и вообще, как говорят китайцы «потерял своё лицо». Все мои попытки как-то «раскрутить» его на более подробный анализ его претензий к бывшему тренеру «Зенита» долгое время ограничивался традиционными до зевоты «6-е место» и «игнорирование дубля», и вскоре я обречённо замолк и дал возможность пожилому человеку немного придти в себя. Видя мою жизнерадостную улыбку и, видимо, вспомнив, что наш разговор не появится завтра же на страницах питерских газет, ветеран потихоньку успокоился, и даже пробормотал несколько извиняющихся фраз. «Ну а всё-таки, кроме того, что Вы уже упомянули, чем ещё так плох был тренер Петржела?» - попытался ещё раз я. «Да какой он, нахер, тренер!» – снова взвился ветеран, но сразу обмяк и быстро-быстро забормотал: «Что они себе там думали... Откуда он такой взялся? Подумаешь, хрен с горы... Приехал, понимаешь, такой из себя... Он же чужой для Ленинграда, откуда-то...»
ЧУЖОЙ! – Вот оно прозвучало, то ключевое слово, которое объясняет очень многое в отношении питерской футбольной и околофутбольной тусовки к чешскому тренеру. Настороженное, вплоть до враждебности, отношение этой тусовки к любому чужаку со стороны известно всей России и зародилось отнюдь не в последние 3 года. На любого не питерского игрока изначально смотрят косо, что уж говорить о тренере, тем более иностранном! Должно пройти немало времени для того, чтобы он был благосклонно принят «в круг», при этом он постоянно просто обязан показывать свою лояльность к этому «кругу» и демонстрировать непременное стремление попасть в него. В противном случае его ждёт неминуемая анафема, тычки и противодействие в период его работы и постоянное поминание недобрым словом впоследствии. При этом на успехи тренера никто смотреть и не будет – поминают исключительно промахи и неудачи. Как это было с поднявшим «Зенит» из руин 1967-го армянином Фальяном. Как это было (и есть!) с возродившим «Зенит» из пепла 1996-го Бышовцем...
Так же было (и есть!) с одним из самых ярких тренеров в истории «Зенита» - Властимилом Петржелой. Специалистом, сумевшим практически на голом месте, с минимальными затратами, при полном отсутствии даже подобия внутриклубной инфраструктуры и при активном противодействии со стороны питерской околофутбольной тусовки, создать воистину «дрим-тим» питерского футбола – самую красивую и яркую команду в его истории, по крайней мере, последнего полувека. Откуда идёт это яростное неприятие чужака? Почему, охотно прощая «своим» Садырину, Морозову и даже Рапопорту куда большие промахи и неудачи, мы с каким-то остервенением долбаем специалиста, имеющего перед питерским футболом заслуг не меньше, а в чём-то и больше, чем перечисленные тренеры? И уж вовсе не имевшему таких оглушительных провалов, как вышеперечисленные безусловно уважаемые и заслуженные специалисты. Да, Петржела неоднозначен, его личностные качества могут кое у кого вызывать определённое отторжение. Он эпатажен, заносчив, самовлюблён... Он мог быть непостоянным и вероломным, он мог оскорбить и унизить, он был непривычно для петербуржца самодостаточен в поступках и откровенен в словах. Но при этом все эти годы игроки в голос утверждали, что обстановка в команде была потрясающе открытая и дружная. Те, кто до сих пор считает, что футболисты борются на поле за «колонны и памятники», безнадёжно романтичны. Они работают за деньги. А единственный, кто может заставить их прыгнуть выше головы, выдать спектакль, феерию, добиться успеха – это тренер. Если тренер любим и авторитетен – за него игроки готовы биться на поле, не щадя себя. И три года так оно в «Зените» и было – объективно средний состав игроков выдавал игру и результат куда более высокие, чем их истинные возможности.
Тут бы, казалось, помочь бы тренеру, поддержать команду, прикрыть от околофутбольного негатива... Э-э-э, нет. Это не по-питерски! «Петржела игнорирует дубль!» - мужественно топорщил усы перед телекамерами футбольный специалист, сам в своё время не привлекший в состав ни одного дублёра. «Петржела не проводил с футболистами ни одного теоретического занятия» - отважно клеймил в спину ушедшего тренера игрок, скромно заминая вопрос, как в таком случае команда сумела за одно межсезонье успешно перестроиться на другую схему игры. «Петржела игнорирует воспитанников питерских спортшкол!» - тыкался в заплаканную подушку ветеран-тренер, на счету которого в своё время за 5 лет не было вообще ни одного стабильно введённого в состав молодого ленинградца. «Петржела пилит деньги на контрактах игроков» - умильно поглядывали в собственные пустые карманы питерские газеты. «Петржела наполнил команду посредственными игроками, в то время, как ЦСКА, Спартак, Локомотив...» - трагически закатывали глаза «патриотичные» любители футбола, старательно избегая сравнивать суммы, затраченные всеми перечисленными командами на трансферы, с теми жалкими крохами, выделяемыми на это дело прежними хозяевами «Зенита», очень, кстати, гордящимися результатами по соотношению «цена-качество». И так далее, и тому подобное, и всё старо, как мир, и всё до зевоты предсказуемо... И за всем этим тоскливое: «Боже, ну почему не я, а этот везунчик?» - со стороны армии безработных питерских тренеров, и агрессивное: «А ты кто такой?» со стороны остальных.
Многовековой антагонизм творца и окружающей серости... Лишнее подтверждение тому, что тезис: «Талант всегда пробьётся» часто бывает неверен. Агрессивная завистливая серость неизбежно заставит его распылять свои силы в изнурительной борьбе за выживание. А следовательно, и создать то, на что он был бы способен в нормальной благожелательной обстановке, он просто не сумеет. Причём, тут идёт борьба не за истину – это просто борьба на уничтожение. И ладно, только бы это... Но бороться приходилось не только с городским окружением, но и с реалиями российского футбола. И тут силы были ещё более неравны.
Только очень наивные люди полагают, что вплоть до последних туров в российском чемпионате ведётся честная, открытая борьба. На деле же ни для кого не является секретом, что где-то начиная с сентября в действие активно вступают силы, в России застенчиво именуемые «околофутбольными». И побеждают в ней не те, кто лучше играет, а те, кто вкладывает больше денег в итоговый вид турнирной таблицы. В 2003-м стараниями Мутко, являвшегося в то время президентом РПЛ, «Зенит» был по крайней мере ограждён от влияния этих самых околофутбольных факторов (вспомним хотя бы замену арбитра, который должен был обслуживать игру в Казани, на неподкупного Иванова, благодаря чему матч прошёл в честной борьбе и закончился закономерной победой сильнейшего). Результат – «Зенит» в том году боролся только с соперниками, а не с судьями, не с «заряженными» командами, не с КДК и прочими бюрократическими организациями, и занял то место, которое и должен был занять по своей игре. При этом убедительнейшим образом доказал и своё полное игровое преимущество над будущим чемпионом, и кто знает – не будь весенних очковых потерь, связанных с известными событиями, возможно, цвет полученных по окончании чемпионата медалей был бы другим... Хотя с другой стороны, в чемпионство той команды было вложено столько денег, что прикрытия одного только президента РФПЛ вряд ли хватило...
В 2004-м всё было совсем наоборот. «Зенит» показывал ещё более яркую, красивую, классную игру, но мощного «щита» в лице президента РФПЛ уже не было, поэтому все «прелести» российского футбола Петржела и его команда получили по полной программе, начиная от изуверств продажной конторы Марущака, и вплоть до осеннего мыльного сериала с активно заряженными «шинниками», «москвами», «амкарами» и прочими широко известными торговцами очками. Однако в том году питерская околофутбольная тусовка ещё помалкивала – команды «фас!» не поступало, так, вякали потихоньку, но без остервенения... Поэтому искренний баннер от питерских болельщиков «Низкий поклон за красивый сезон!» адекватными болелами был принят само собой разумеющимся – тогда ещё многие были способны реально оценивать окружающую действительность. Тем более, что выступления «Зенита» в розыгрыше Кубка УЕФА в том году смело можно рассматривать, как очень удачные, памятуя грандиозные провалы всех прошлых лет.
Всё изменилось весной 2005 года. Те же «прелести» российского футбола на сей раз наложились на большой бардак в самом клубе, связанный с продажей его новому хозяину. Наигравшиеся этой игрушкой вдоволь, прежние хозяева поняли, что те деньги, которые они выделяли на функционирование клуба – слишком велики для их личной готовности тратить и ничтожно малы для достижения хоть сколько-нибудь стабильных успехов. А коли так – ну его... Началась «предпродажная подготовка». И прозвучала так давно ожидаемая многими команда... Осенью вновь начались прежние истории: развесёлые проплаченные футбольные «спектакли»; опять активизировались КДК и судейский корпус; борющаяся на два фронта команда, вновь не сумевшая из-за скудности финансирования более-менее укрепить состав, потеряв из-за травм несколько ведущих игроков, потихоньку и вполне ожидаемо сползла из группы лидеров на 6-е место. И тогда и прозвучало горькое признание Петржелы: «Зенит никогда не станет чемпионом», которое очень сродни не менее знаменитому радимовскому «КДК – дебилы!» И там и там все отлично понимают, что это абсолютная правда. Но если петербуржцу Радимову за этот афоризм аплодировали все, кому не лень, то чужака Петржелу, посмевшего во всеуслышанье указать истинное место «Зенита» в нынешних реалиях российского футбола и клубной политики, понесли на всех углах со всей возможной злобой.
Потерпев неудачу на российском фронте, тренер решил сосредоточиться на еврокубках, в которых «Зенит» вновь, как и год назад, играл сильно и уверенно. Впервые в истории команды выведя её в весеннюю часть розыгрыша кубка УЕФА, Петржела вполне обоснованно надеялся на то, что новые хозяева, во всеуслышанье объявляющие о своей готовности вложить в клуб столько денег, сколько потребуется для достижения высоких результатов, непременно помогут своей команде в дальнейшем её продвижении в еврокубках. Увы, этим надеждам не суждено было сбыться – новые хозяева просто забыли добавить, что эти самые «высокие достижения» они планируют добиваться с другим тренером, имя которого в это межсезонье им было уже хорошо известно... И практически абсолютно тем же составом, который начинал год назад чемпионат-2005, Петржела был вынужден бороться и в весенней части еврокубков-2006, стартовавшем чемпионате России и кубке страны. На три фронта, без усиления, без резервов, без иллюзий, с осознанием своей судьбы, которая давно уже решена, и повлиять на это решение уже никто и ничто не способно... На этом можно поставить точку в истории этой команды. Возможно, «Зенит» и на самом деле стоит на пороге большого прорыва, за которым кубки и медали посыплются на команду, как из рога изобилия. Возможно, в скором будущем мы будем только снисходительно усмехаться, в очередной раз попадая в четвертьфинал Кубка УЕФА. Возможно... Но никогда из истории «Зенита» не будет вычеркнута Эпоха Петржелы. Как бы ни старались сейчас это сделать некоторые. Ведь те, кто лил грязь на тренера, не пожелавшего подстроиться под питерскую провинциальную околофутбольную тусовку – они ненадолго. Это реликты, анахронизмы, наследие совка в самом худшем его проявлении. Все они скоро так или иначе уйдут, и о многих из них через несколько лет никто и не вспомнит. Схлынут и их добровольные «помощники» из числа проплаченных журналистов и узколобых «патриотусов», имеющих доступ к средствам массовой информации.
А команда не забудется! Этот праздник, который она дарила всем истинным любителям красивого футбола более 3-х лет – не забудется! И самые серьёзные в российской истории «Зенита» медали не забудутся. Как не забудется Радимов, в центре поля взмахами рук заводящий и без того беснующиеся трибуны «Петровского». Как не забудутся Керж и Шава, колесом катящиеся по полю после очередного гола одного с подачи другого. Как не забудется и восторженный вопль в прямом эфире московского комментатора, никогда прежде в особых симпатиях к немосковским командам не замеченного: «Нет, какая в Петербурге команда, вы только посмотрите, какая шикарная команда!» И ошарашенный «Марсель» с супер-пупером Рибери, вылетающий из Кубка УЕФА – тоже не забудется. И даже одиозный Вовка Быстров, выбегающий к боковой линии в маске Кинг-Конга, останется в памяти. Потому что всё это – авторское творение одного человека, того, который во время матча стоял на кромке поля в дорогом пижонском пальто с повязанным на шее дурашливым фанатским шарфиком (на удачу!) Человека, который из объективно весьма средних игроков создал команду, которой восхищалась вся Россия, до сих пор не верящая, что на все зенитовские трансферы последних трёх лет потрачено практически столько же, сколько «Спартак», не задумываясь, отстегнул за одного Кавенаги. И ещё мы никогда не забудем, что именно под руководством этого тренера, ушедшая от нас великолепная команда, одна из сильнейших в истории «Зенита», несмотря ни на какие препятствия, за 3 года побила почти все рекорды, установленные прежними тренерами за 80 с лишним лет существования клуба. И была она при этом настоящей КОМАНДОЙ, которая заразила огромный город немыслимой футбольной лихорадкой, не сравнимой даже с пост-чемпионской эпидемией, командой, которая заставляла трепетать наши сердца, которая влюбила в себя даже людей, во все века равнодушных и безразличных к футболу. Она была пылкой и красивой, азартной и искренней, она любила футбол, она отдавалась футболу, жила футболом, а не мрачно пахала для того, чтобы потом угрюмо коробчить на поле. Эта команда была достойна любви, а её искусственный развал на самом её взлёте – искреннего сожаления. Она росла так же, как рос с ней и её тренер, и уже в еврокубковых матчах 2006 года она показала такой футбол, который был для многих весьма неожиданен: без привычной бесшабашной феерии, а чрезвычайно разумный и грамотный. Слишком разумный и грамотный для некоторых, которым пришлось срочно форсировать события...
...В аэропорту Пулково «чешского шабашника, погубителя питерского футбола и расхитителя клубного бюджета» провожали сотни и сотни зенитовских болельщиков. Приехавшие туда не по разнарядке на заранее зафрахтованных и оплаченных автобусах в обмен на отгул с работы. Они приехали по зову сердца. Для того, чтобы лишний раз воздать должное тренеру, который на протяжении трёх лет дарил результатами своей работы радость многочисленной армии болельщиков «Зенита», и который в благодарность за это получил столько плевков и ударов исподтишка от тех, кому яркая, неординарная личность всегда слишком слепит глаза...
Спасибо тебе, Тренер! И прости нас. Это всё от снобизма нашего и провинциальности убогой... С Днём Рожденья!
Новость опубликована на сайте Магазин спортивной одежды, товары для футбола, баскетбола.
http://www.torcida.ru
Адрес новости:
http://www.torcida.ru/article.php?storyid=52
|
|